Материалы ВСП
рельсы
шпалы деревянные
  ГОСТ 78-89
  ГОСТ 28450-90
шпалы железобетонные
подкладки
накладки
скрепления
метизы
рти
изоляция
СНиП

ГОСТ 78-89. Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на деревянные шпалы, предназначенные для железных дорог колеи 1520 мм.

1. Технические требования

1.1 Шпалы должны изготовляться из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы.

1.2 Типы и размеры

1.2.1. В зависимости от назначения шпалы должны изготовляться трех типов:

  • I — для главных путей;
  • II-для станционных и подъездных путей;
  • III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

1.2.2. По форме поперечного сечения шпалы подразделяют на три вида:

  • обрезные — пропилены четыре стороны (черт. 1);
  • полуобрезные — пропилены три стороны (черт. 2);
  • необрезные — пропилены две противоположные стороны, две другие могут быть пропилены частично (черт. 3).

Открыть или сохранить рисунок


1.2.3. В зависимости от типов размеры шпал должны соответствовать указанным в табл. 1.

Таблица 1

Тип шпалы Толщина h Высота пропиленных боковых сторон
h1
Ширина Длина
верхней пласти нижней пласти

b1 

b b’
не менее
I 180+5 150 180 210 250±5 2750+20
II 160+5 130 150 195 230±5
III 150±5 105 140 190 230±5

Примечания:

  1. Шпалы типа II толщиной 155 мм следует относить к типу III.
  2. Ширина верхней пласти необрезных шпал типа I должна быть не менее 155 мм.
  3. Допускаются шпалы типа I с шириной нижней пласти 230 мм и шпалам типов II и III -250 мм в количестве не более 10% в партии.
  4. Ширина 62 необрезных шпал не должна превышать 280 мм.

1.2.4. Размеры шпал установлены для древесины с влажностью не более 22%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород -по ГОСТ 6782.2.

1.3. Характеристики Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 2. В партии допускается 15% шпал с нормами ограничения пороков, установленными в табл. 3. Пласти шпал, а в обрезных шпалах (черт. 1) и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность не должна быть более 10 мм на всю длину шпалы.

Порок древесины по ГОСТ 2140
Норма ограничения пороков древесины
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся:  
а) здоровые (светлые, темные, с трещинами) В местах укладки путевых подкладок допускаются размером, не более 60 мм, на остальных поверхностях — не более 110 мм
б) загнившие и гнилые В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм, на остальных поверхностях — не более 60 мм
в) табачные Не допускаются
2. Двойная сердцевина Не допускаются
3. Ядровая и наружная трухлявая гнили Не допускаются
4. Грибные ядровые пятна (полосы) Допускаются, не более 25% соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон
5. Заболонная гниль:  
мягкая Не допускается
твердая Не допускается
6. Ложное ядро Допускается размером не более ½ площади торца без выхода на верхнюю пласть Выход ложного ядра на боковые стороны допускается размером ⅔ толщины шпалы
7. Глубокая червоточина Допускается в количестве не более 6 шт. на 1 м длины шпалы
8. Трещины:  
а) метиковая Допускается протяженностью по торцу не более 1/3 толщины или ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть
б) отлупная Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых подкладок
в) морозная Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 40 мм
г) от усушки боковая Допускается длиной не более 450 мм каждая
д) от усушки сквозная Допускается протяженностью по длине шпалы не более 100 мм
9. Наклон волокон Допускается не более 10%
10. Прорость Не допускается в местах укладки путевых подкладок. На остальных поверхностях допускается, мм, не более:
длиной 800;
шириной 50 и
глубиной 20.
11. Заруб и запил Не допускаются в местах укладки путевых подкладок. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 20 мм и шириной не более 40мм
12. Покоробленность:  
а) простая Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям — не более 10 и по боковым сторонам — не более 100
б) крыловатость Допускается не более половины нормы простой покоробленности
13. Кривизна:  
а) простая Допускается по боковым сторонам необрезных и полуобрезных шпал со стрелой прогибом не более 50 мм
б) сложная Допускается не более половины нормы простой кривизны
14. Скос пропила торцов шпал по отношению к продольной оси  Допускается не более 20 мм по толщине в ширине шпалы

Примечания:

Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.

Пороки по ГОСТ 2140, не указанные в таблице, допускаются.

Таблица 3

Порок древесины по ГОСТ 2140 Норма ограничения пороков древесины
1. Сучки табачные На всех поверхностях за исключением мест укладки путевых подкладок допускаются размером не более 25 мм в количестве не более 3 шт, на шпалу
2. Твердая заболонная гниль На всех поверхностях за исключением мест укладки путевых подкладок допускается в виде отдельных пятен размером не более 30 мм 
3. Трещины:  
а) метиковые Допускаются протяженностью по торцу не более ½ толщины и ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть
б) усушки боковые  Допускаются длиной не более 700 мм каждая
4.Кривизна простая Допускается по боковым сторонам необрезных и полуобрезных шпал со стрелой прогиба не более 100 мм 

1.3.4. Непропиленные поверхности шпал должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез сучка может быть плоским.

1.3.5 Шпалы должны быть глубоконаколотыми по ТУ 13-06-23-1-87. Допускаются по согласованию с потребителем ненаколотые шпалы.

1.3.6 Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны на заводах-потребителях маслянистыми защитными средствами по ГОСТ 20022.5.

1.3.7 Режимы и качество пропитки шпал должны соответствовать требованиям к пропитке глубоконаколотых шпал на шпалопропиточных заводах и ГОСТ 20022.5.

1.4. Маркировка непропитанных шпал должна быть четкой я наноситься на один из торцов шпал клеймением или стойкой краской в соответствии с табл. 4. Маркировка шпал после пропитки не возобновляется.

Порода древесины
Обозначение обработки и типа шпал
глубоконаколотых
ненаколотых
II 
III 
II 
III 
Сосна и кедр
•I
Ель и пихта
•Е
•EI
•Е
Е 
EI 
Е 
Лиственница
•Л
•ЛI
•Л
Л 
ЛI 
Л 
Береза
•ЛЕ
•ЛЕI
•ЛЕ
ЛЕ 
ЛЕI 
ЛЕ 

Примечание.

Шрифт для маркировки — по ГОСТ 14192. Знак накалывания в форме круга диаметром не менее 10 мм

1.5. Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по пародам: сосновые и кедровые — вместе; еловые и пихтовые — вместе; лиственничные и березовые отдельно. Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.

2. Приемка

2.1. Партией считают любое количество непропитанных шпал одного типа и одной (двух по п. 1.5) пород древесины или пропитанных шпал одного типа, оформленное одним документом о качестве.

Глубоконаколотые шпалы формируют в отдельные партии.

2.2. Документ о качестве должен содержать:

  • наименование организации, в систему которой входит предприятие-поставщик;
  • наименование предприятия-поставщика и его местонахождение (город или условный адрес);
  • для непропитанных шпал — тип и породу древесины, для пропитанных — тип;
  • количество шпал в партии, в штуках;
  • результаты испытаний или подтверждение соответствия настоящему стандарту;
  • обозначение настоящего стандарта.

2.3 Количество шпал в партии определяют сплошным пересчетом.

2.4 Качество и размеры шпал проверяют выборочным контролем.

Отбор шпал в выборку производят по ГОСТ 18321 методом «вслепую» в количестве, указанном в табл. 5.

Таблица 5 

Объем партии
Объем партии шт 
Объем выборки шт 
До 90 
281-500
20 
91-150
501-1200
32 
151-280
13 
1201 и более
50 

Партию принимают, если в выборке вое шпалы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

При получении неудовлетворительных результатов партия бракуется.

3. Методы контроля

3.1 Определение и измерение пороков древесины и обработки — по ГОСТ 2140.

Определение качества накалывания — по ТУ 13-06-23-1-87.

Определение качества пропитки шпал — в соответствии с требованиями к пропитке глубоконаколотых шпал на шпалопропиточных заводах и ГОСТ 20022.5.

3.2 Длина шпалы должна измеряться по наименьшему расстоянию между ее торцами, толщина -в любом месте, но не ближе 380 мм от торцов, ширина верхней и нижней пластей — в самом узком месте на участках длиной 400 мм, отстоящих на расстоянии 380 мм от торцов шпалы.

3.3 Размеры шпалы, а также расположение сеток отверстий измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427.

3.4 Контроль предпропиточной влажности древесины шпал по ГОСТ 20022.14.

4. Транспортирование и хранение

4.1 Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Размеры пакетов шпал — по ГОСТ 16369.

4.2 Хранение шпал должно производиться в соответствии с ГОСТ 9014.0 и требованиями к пропитке Древесины на шпалопропиточных заводах.

Информационные данные

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

Н. И. Жариков; Ю. Л. Петров; В. Ф. Барабошин, канд. техн. наук; В. А. Суханов, канд. техн. наук; В. Д. Черников; В. С. Васильев, канд. техн. наук; В. П. Тюнин

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.08.89 № 2656

3. ВЗАМЕН ГОСТ 78-65

4. Срок первой проверки — 1995 г.

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка  Номер пункта
ГОСТ 427-75  4.3
ГОСТ 2140-81 2.2, 4.1
ГОСТ 6782.1-75 1.4
ГОСТ 6782.2-75 1.4
ГОСТ 7502-80 4.3
ГОСТ 14192-77 2.8
ГОСТ 16369-88 5.2
ГОСТ 18321-73 3.4
ГОСТ 20022.5-75 2.6, 4.1
ГОСТ 20022.14-84 4.4

Приложение 5
Схемы раскроя шпальных кряжей на шпалы

Открыть или сохранить рисунок

Приложение 6
Схемы раскроя шпальных кряжей на брусья для стрелочных переводов

Открыть или сохранить рисунок

Открыть или сохранить рисунок

Открыть или сохранить рисунок

Реклама на сайте:

AliusMedia: создание и продвижение сайта

Верхнее строение железнодорожного пути.
Материалы ВСП.